Страничка музыкального руководителя

КАК РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо дру­гой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко ре­агирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса ок­ружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Еще в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происхо­дило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

Исследования нейрофизиологов показали, что формиро­вание мозга начинается на четвертой неделе внутриутробно­го развития. Образование специфических связей между не­рвными клетками — создание материальной основы интел­лекта — происходит у зародыша человека задолго до рожде­ния. Уже у 6-7-месячного плода кора головного мозга при­обретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки; шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне — музыка, гудки машин, шум ветра и т. д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на все последующее развитие.

Только что родившийся человек помнит мелодии: он мо­жет выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед ро­дами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записи голоса ма­тери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой – иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.

Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своими еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить пер­вые слова уже в три-четыре месяца, в семь — ходить, а в возрасте около года — выговаривать некоторые сложные сло­ва.

Французская исследовательница Мари Лунс-Эшер сдела­ла ряд интересных наблюдений в семьях профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рожают детей с развитой верхней половиной тела. У этих малышей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладавших густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней поло­виной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упо­рядоченное звуковое воздействие на организм будущей ма­тери повышает динамичность нервной системы ребенка и впоследствии стимулирует его развитие. Исследования по­казали, что воздействие звуков музыкального ряда на поверх­ность тела человека происходит по основному энергетичес­кому меридиану, хорошо известному специалистам по игло­укалыванию.

Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженность мускулов. Чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, ка­кую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной си­стемы ребенка.

Малыш растет, все большую роль в его системе восприя­тия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему об­ращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая па­мять, они немузыкальны, из всего богатства музыки пред­почитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное — у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удоволь­ствие. Они не понимают, что с помощью звука можно вы­разить свои собственные чувства: радость, грусть, разочаро­вание, тревогу.

А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрес­сия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние — чувство вины.

Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

С глубокой древности музыка служила человеку эффектив­ным средством психорегуляции. Из родника музыки начи­нал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказ­ки, а позже — былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.

«Над новорожденным поют, поют при апогее его развития, на свадьбе, поют и при его погребении: поют, идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда, идя на штурм. Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», — писал А. А. Фет. А несрав­ненное воскресное общее пение в церкви во время службы? Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка — это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная му­зыка — это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искус­ства, слушать настоящую музыку, у него сформируются пра­вильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т. е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.