Конспект занятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Велосипед на улицах города»

Тема: «Велосипед на улицах города»

Программные задачи:

  1. Формировать представления о культуре поведения на дорогах; об опасных местах при катании на велосипеде
  2. Развивать умения различать дорожные знаки, регламентирующие передвижение велосипедистов;  безопасного катания на велосипеде
  3. Воспитывать осознанное отношение к сохранению здоровья и жизни.

Материал и оборудование: слайды по данной теме, дорожные знаки, разрезанные картинки для дидактической игры «Собери велосипед из частей», аудиозапись «Песня Незнайки».

Предварительная работа:  рассматривание альбома «Ситуации на дороге», наблюдения на прогулке, беседы с детьми из личного опыта «Как я катался на велосипеде», дидактические игры: «Красный, желтый, зеленый», «Собери дорожный знак», чтение художественной литературы.

Ход занятия:

I этап  — вводный (организационый)

Педагог:

— Здравствуйте, друзья! Я очень рада видеть вас! Давайте поприветствуем друг друга и подарим улыбки.

Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живем? (Гомель)

Педагог:

— Что вы можете сказать о нашем городе, какой он ? (ответы детей)

Педагог:

— Правильно! Наш город красивый, в нем есть много разных достопримечательностей. Так как город наш большой, в нем много дорог и автотранспорта. И бывают случаи, когда на дороге происходят аварии, гибнут люди. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Сегодня мы поговорим о  правилах передвижения на транспорте, а  о каком, вы узнаете отгадав загадку:

— А теперь, ребята, отгадайте загадку:

«Руль, седло и две педали,

Два большущих колеса.

У загадки есть ответ,

Это мой …» (велосипед).

(Ответы детей).

IIэтап — основной

Педагог:

— А вы любите кататься на велосипеде? (ответы детей)

Педагог:

— Ребята, на дорогах бывают разные ситуации, и чтобы жить безопасно, необходимо научиться быстро реагировать и правильно себя вести в этих ситуациях. Даже если вы переходите дорогу на зеленый свет светофора, обязательно посмотрите по сторонам, прежде чем идти. К сожалению, часто встречаются неаккуратные водители, которые нарушают правила дорожного движения.

Педагог:

— Велосипед – это тоже транспорт, поэтому при катании на нем также необходимо соблюдать правила дорожного движения.

Физкультминутка «Велосипед»

На двух колесах я качу. (ходьба на месте)

Двумя педалями верчу.

За руль держусь, гляжу вперед – (руки вытянуть вперед)

Я знаю: «Скоро поворот».

Мне подсказал дорожный знак: (руки в стороны)

Шоссе спускается в овраг. (присели)

Качусь на холостом ходу, (круговые движения руками)

У пешеходов на виду.

Педагог:

 (Звучит музыка,  в  группу  заезжает Незнайка на велосипеде задом наперед и поет песню)

Незнайка:

— Здравствуйте, мои друзья, узнали вы меня? Я – Незнайка. Вот я приобрел велосипед, и мне хочется вас покатать. (Дети здороваются с Незнайкой).

Педагог:

— Как же ты можешь покатать ребят, если сам неправильно сидишь на велосипеде? Ты разве не знаешь, для чего нужна вот эта часть велосипеда?

 (Педагог обращает внимание на руль и сиденье)

 Незнайка:

-Нет! Не знаю!

Педагог:

— Дети, что это? Верно, это руль, с помощью него мы управляем велосипедом, а это сиденье велосипеда.

Педагог:

-Ребята, давайте познакомим Незнайку со строением велосипеда.

(Дети  по очереди  показывают Незнайке все части велосипеда и объясняют, для чего они нужны)

 Игра «Кто быстрее соберет велосипед из частей»

 Незнайка:

— Я все понял! Мне пора уже кататься на велосипеде!

(Педагог останавливает Незнайку и предлагает позаниматься вместе с ребятами) 

Педагог:

— Незнайка, недостаточно знать  все части велосипеда, важно соблюдать правила безопасной езды.  Оставайся с нами  и узнаешь много всего полезного!

Педагог:

— Чтобы мы катались безопасно, мы должны учить правила дорожного движения при катании на велосипеде. Давайте вспомним и назовем правила безопасной езды:

  1. Передвигаться по тротуарам могут дети до семи лет на детских велосипедах и исключительно под присмотром взрослых.
  2.  Детям от 8 до 13 лет разрешается ездить в парках, на полянах и велосипедных дорожках, но запрещается — по дорогам и тротуарам.
  3. Езда по автомобильным дорогам разрешается только с четырнадцатилетнего возраста.
  4. Велосипед должен быть оснащен звуковым сигналом и световозвращателями с исправными тормозами.
  5. Нельзя сажать пассажира на багажник;
  6. Нельзя брать на «буксир» другого велосипедиста;
  7. Для езды в ночное время у велосипеда должна быть спереди фара, а сзади — светоотражающее устройство.
  8. Двигаться надо по правому краю дороги на расстоянии 1 метра от обочины. (Демонстрация картинок с характерными правилами).

Педагог:

— Ребята, выходя на улицу, мы становимся кем? (пешеходами)

— Кто сидит за рулем машины? (водитель)

— Кто ездит на велосипеде? (велосипедист)

— Чтобы не было аварий на дороге, повсюду стоят дорожные знаки, которые помогают водителям соблюдать правила дорожного движения.

— Для велосипедистов тоже есть дорожные знаки:

     1. «Велосипедная дорожка» ( демонстрация знака);

  1. «Движение запрещено»(демонстрация знака).

Педагог:

— А еще на велосипеде можно кататься на детской площадке. Ребята, а вы знаете, может ли взрослый покатать вас на своем велосипеде? (ответы детей)

III этап . 

Педагог:

-Вот и подошло к завершению наше занятие. Ребята, что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Педагог:

Вы получили много интересной и полезной информации. Давайте будем продолжать изучать правила дорожного движения, и вы станете самыми дисциплинированными пешеходами, велосипедистами, а в дальнейшем и водителями. Теперь и Незнайку можно отпустить к его друзьям.

 Незнайка:

— Спасибо вам ребята, мне было очень интересно! И я теперь буду всем рассказывать о дорожных знаках.

(Прощание с Незнайкой).

Список использованных источников

  1. Постановление министерства образования республики беларусь 4 августа 2022 г. № 229 об утверждении учебной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь 25.08.2022, 8/38589, — Режим доступа: https://adu.by/images/2022/08/up-doshk-obrazov-rus-bel.pdf
  2. Дошкольникам о правилах пожарной безопасности.5-7 лет : учеб.нагляд.пособие для учреждений дошк. Образования с рус.яз.обучения / А.Л.Давидович [и др.]. – Минск : Аверсэв, 2020. – 45 с.: ил.+ 8 с.
  3. Мир, в котором я живу : учебно-методическое пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, Е.И. Смолер. – Минск : национальный институт образования, 2020. – 208 с.